иконостас | Печать |
В иконостасе имеются врата, в больших иконостасах бывает трое врат. Средние из них называются царскими. Это главный вход в алтарь. Как правило, царские врата украшены изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Икона тайной вечери находится над царскими вратами, направо от них — икона Спасителя и налево — Богородицы с младенцем. Первая справа от Спасителя — храмовая икона с изображением праздника или святого, которому посвящен храм. Направо от иконы Спасителя — южные врата, налево от иконы Богоматери — северные врата. Обычно на этих вратах размещаются архангелы Михаил и Гавриил. Первый ярус иконостаса за бо-ковыми вратами продолжают иконы особо чтимых святых. В больших храмах они могут находиться и до боковых врат. Все фигуры иконостаса выступают величественными силуэтами на светлом или золотом фоне. Иконостас представляет собой единую стройную композицию — образное воплощение главных догматов веры. Одной из основных идей русского высокого иконостаса было осознание истории человечества с религиозной точки зрения. Начиная с XVI в. в иконостасах получила широкое применение орнаментальная резьба по дереву. Иконы богато украшались драгоценными окладами с жемчугом и самоцветами. Имена многих выдающихся русских иконописцев неизвестны, однако некоторые сведения о таких мастерах, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и Симон Ушаков, дошли до наших дней. Феофан Грек приехал в XIV в. в Новгород из Византии уже зрелым, сложившимся мастером, в расцвете творческих сил. Он расписал несколько новгородских и московских храмов. Созданная им икона Донская Богоматерь, которую накануне Куликовской битвы подарили князю Дмитрию Ива-новичу донские казаки, почитается как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну, а в 1591 г. она, согласно преданию, спасла Москву от татарского набега. При всей изысканности линий, тонкости нюансов света и цвета икона обладает монолитной цельностью. Образ, не лишенный внутреннего драматизма, выражает идею духовной нераздельности Марии и Иисуса.
 
« Пред.   След. »