Древнерусские иконописцы | Печать |
Древнерусские иконописцы использовали устойчивый набор сюжетов, а главное — типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и Церковью. В художественной практике часто применялись так называемые образцы — рисунки, позднее — прориси (контурные кальки). Художник должен был следовать приемам иконографии, т.е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Канон воспитывал зрителя, помогая ему быстро ориентироваться в сюжетах и смысле произведений. История иконописи — это история создания канонов и их преодоления. С одной стороны, канон сковывал мысль средневекового живописца, ограничивал его творческие возможности. С другой — он дисциплинировал художника, так как предусматривал тщательную проработку деталей. Высокое искусство иконописи начиналось там, где творческая воля мастера, не порывая с каноном, тем не менее преодолевала его. Икона — условное изображение божественного мира. Поэтому она тяготела к преодолению телесности персонажей и объемности окружающих их предметов. В иконе особенно бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе».1 Фон иконы часто делают красным или золотым. Применение золота в храме воплощает идею божественного света. Непроницаемость фона в сочетании с «обратной перспективой» не удаляла изображение, а приближала его к зрителю. Пространство иконы не «уходило» от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает при созерцании картины), а словно шло ему навстречу вместе с присутствующими на ней святыми. Иконостас отделяет алтарную часть от пространства храма. Византийское искусство не знало развитой формы иконостаса, его создание следует считать достижением русского искусства. Высокий иконостас представляет собой систему поставленных в несколько рядов икон, образующих стену. Его возникновение можно отнести к концу XIV—началу XV в. На самом верху иконостаса находится Распятие. Далее в определенном порядке размещается несколько рядов икон. Верхний ряд (распространен с XV в.) — праотечвекий (с персонажами Ветхого Завета). В его центре располагается образ Троицы. Ниже — пророческий ряд (с изображением ветхозаветных пророков, предсказавших появление Христа). В центре этого ряда — икона Богоматерь Знамение. Следующий ярус — праздничный (отражающий события Рождества, Пасхи и других цер-ковных праздников) с иконами меньшего размера. Дальше идет деисусный чин, или деисус, — это главный ряд. В центре изображен сидящий на троне Христос, по сторонам от него, склонив головы и молитвенно протянув руки, — Мария и Иоанн Предтеча. За Богоматерью следует архангел Гавриил, затем соответственно апостолы Петр и Павел и другие святые, расположенные по «чину». В нижнем, местном ряду с другими иконами помещалась храмовая икона святого или праздника, которому посвящен данный храм.
 
« Пред.   След. »