Архитектурные детали из белого камня | Печать |
Архитектурные детали из белого камня удачно дополняют кирпичную кладку. Круговая открытая галерея (гульбище) подклета с тремя широко раскинувшимися лестницами усиливает сходство коломенской церкви с деревянным зодчеством. Внутреннее помещение храма вследствие большой толщины стен незначительно. Каменный шатер примерно на 2/3 его высоты завершен сомкнутым сводом. Отсутствие росписей подчеркивает простоту и скромность отделки интерьера. Хорошая освещенность интерьера церкви Вознесения достигнута устройством светового восьмерика и светового шатра, который впервые появляется в каменных церквях. Большая высота и обилие света, падающего сверху, создают впечатление необычайной воздушности интерьера храма-памятника. Стройный храм в Коломенском был поставлен на высоком, крутом берегу Москвы-реки и господствовал над окружающей природой. Он благодаря своей высоте (около 62 м с крестом) и широко раскинувшимся галереям подклета производил грандиозное впечатление и превосходил все предшествующие ему высотные сооружения в русской архитектуре. В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения древнерусской архитектуры. Цельность и органичность форм, идейная насыщенность архитектурного образа, который отражает патриотическую идею независимости и торжества русской государственности, офомная сила эмоционального воздей-ствия и гармоническая связь с окружающей природой позволяют отнести это сооружение к числу величайших памятников мирового зодчества. Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Высокая доминанта в композиции ансамбля стала характерна для городской, сельской и монастырской архитектуры. Нарядным шатром был перекрыт центральный объем главного храма-памятника Московского государства — Покровского собора на Красной площади (1555— 1560), выстроенного русскими мастерами Бармой и Постником. Первоначально на его месте стояла церковь Святой Троицы, у стен которой был погребен известный московский юродивый Василий. Отсюда второе название собора — храм Василия Блаженного. Строительство собора связано со знаменательным событием в русской истории — взятием Казани войсками Ивана IV (1552). Храм был воздвигнут в честь праздника Покрова Богородицы (по времени — начало октября — он почти совпал с победой русской армии над войсками Казанского ханства), во славу русского оружия и в память всех погибших на полях сражений. Зодчие избрали не совсем обычную композицию: восемь церквей, возведенных во имя тех святых, в чьи дни происходили основные события казанских походов 1545—1552 гг., группируются вокруг центральной, девятой, посвященной празднику Покрова. Четыре больших храма сориентированы по сторонам света, а малые храмы расположены по диагоналям. Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами. Венчают их (за исключением центрального шатра) разноцветные главки. Ряды кокошников взбегают вверх к основаниям вытянутых барабанов. Первоначально цветовая гамма фасадов выглядела более сдержанно, чем в последующие века: белый камень и красный кирпич. Цветовое разнообразие внесли керамические украшения граней шатра, раскраска архитектурных деталей (XVIII в.), сложный многоцветный рисунок глав. Интерьеры собора невелики, плохо освещены, поэтому основное внимание сосредоточивается на его внешнем монументальном облике. Многопридельность (придел — пристройка к церкви, в которой может происходить богослужение) в русских храмах была известна и ранее, однако лишь в Покровском соборе соединение группы отдельных храмов в одном сооружении впервые обрело законченность и совершенство. Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными крестово-купольны-ми. Например, в Александровской Слободе во времена Ивана Грозного было возведено сразу два каменных шатровых сооружения: Распятская церковь-колокольня и Покровская церковь. Примечательно то, что шатер Покровской церкви был расписан. До наших дней прекрасно сохранилась большая часть ликов святых. Они поражают совершенством утонченного рисунка и лаконичностью художественного языка. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею богоизбранности московского царя и России. Это единственный известный в России каменный шатер XVI в. с сюжетными росписями.
 
« Пред.   След. »