Потешный дворец | Печать |
Он возведен в 1651 — 1652 гг. и первоначально служил хоромами для боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, а с 1679 г. стал местом, где устраивались разного рода потехи и увеселения для царской семьи и ее окружения. В последующие века дворец неоднократно перестраивался, однако основная часть здания сохранилась до наших дней. Реставрационные работы, проведенные здесь недавно, позволили выявить великолепную белокаменную резьбу: растительные орнаменты, фантастических единорогов, сказочных птиц. Реставраторы обогатили памятник элементами архитектурного убранства второй половины XVII в., восстановили щелевидные оконца вверху на звоннице, порталы в интерьерах, оконные проемы нижнего этажа, белокаменные лестницы. К концу XVII в. в Московском Кремле существовали сотни построек: он стал похож на город с дворцами, частными домами, монастырями, соборами, садами и фонтанами. Шатровая архитектура. Строительство шатровых храмов из камня основывалось на традициях деревянного зодчества. Возникновению нового типа храмов в XVI в. способствовала идея объединения Руси. Шатер наилучшим образом выражал эту идею, так как создавал монументальное впечатление, соответствующее мемориальному характеру храмов-башен. В каменных постройках это впечатление усиливалось широко раскинувшимися гульбищами на аркадах с пологими крыльцами, мощными горизонтальными членениями — парапетами гульбищ, карнизами, иногда имевшими значительный вынос. Конструкция шатровых храмов с высоким, издалека заметным силуэтом, но небольшим внутренним пространством очень подходила для строительства храмов-памятников. В 50 —60-е годы XVI в. мемориальные шатровые сооружения поднялись в Москве, Ба-лахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах. Первая каменная шатровая церковь Вознесения была возведена в 1532 г. в селе Коломенском (ныне Москва). Символика храма очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном (которое дало ему имя) — о Вознесении Сына Божьего к Отцу, на престол Царя царей, и земном (которое стало поводом к строительству) — о рождении сына Василия III — будущего царя Ивана Грозного. Особенности плана храма в Коломенском — строгая центричность и отсутствие в нем апсид. Вертикальный объем расчленен по высоте на три части: на подклете четверик, над ним восьмерик, далее шатер с небольшим барабаном и аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце кре-стом. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Именно каменный (кирпичный) шатер отличал этот храм от всех предшествующих ему русских храмов, которые перекрывались сводами и венчались главами. Архитектурные прототипы церкви в Коломенском найти сложно, хотя заметно ее отдаленное сходство с деревянными шатровыми церквями Севера. Главный четверик, перекрытый крутой четырехскатной кровлей, служит подножием восьмерику, покоящемуся на двух рядах кокошников; к основному четверику по сторонам примыкают выступы, соответствующие в деревянных постройках прирубам, покрытым бочкой. Сохранена даже прямоугольная форма алтаря, присущая деревянному крещатому храму. Апсиды — важная часть церквей византийского прототипа — здесь совершенно исчезли снаружи.
 
« Пред.   След. »