Архитектура Москвы | Печать |
Обширное каменное строительство в Москве началось в XIV в. В ранне-московском зодчестве продолжались традиции русской архитектуры предшествующего периода. Декоративное убранство фасадов и барабана мастера в основном выполняли в манере вла-димиро-суздальского зодчества. Отличительной деталью московских церквей стали килевидные кокошники. Они ярусами группировались вокруг высокого барабана главы, что придавало динамичность и объемность архитектуре здания. Средняя арка фасада была выше, чем боковые. Эти приемы получили в дальнейшем развитие в русском зодчестве XVI — XVII вв. Московский Кремль. Кремль — крепостное сооружение с прочными стенами и высокими башнями. В XVI —XVII вв. в Кремле активно велось строительство соборов с золотыми куполами и высокими шатрами, величественных дворцов, причудливых теремов. Великокняжеский дворец. Этот архитектурный комплекс зданий (конец XV—начало XVI в.) включал множество высоких и низких выстроенных из камняи дерева сооружений (Грановитую палату, Святые сени и др.). Переходы связывали все части дворца между собой и с Благовещенским собором Кремля. Все части дворца в разное время были разобраны или перестроены. Составить некоторое представление о великокняжеском дворце помогает Грановитая (или Большая) палата. Грановитая палата, воздвигнутая Марко Фрязином и Пьетро Антонио Солари в 1487— 1491 гг., является одним из самых первых гражданских сооружений Москвы. Она предназначалась для торжественных церемоний и служила тронным залом государя всея Руси. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован четырехгранными белыми плитками (отсюда и название Грановитая палата). Подлинным архитектурным шедевром является второй этаж палаты — огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Живопись на стенах палаты неоднократно менялась. Первоначально это были рисунки на библейские темы. В 1668 г. царский изограф Симон Ушаков подновил стенопись и составил подробную опись сюжетов. С южной стороны в палату вела широкая лестница, украшенная фигурами львов. В древности в парадные покои Грановитой палаты попадали через Святые сени — продолговатую комнату, перекрытую сомкнутым сводом с позолоченным каменным кружевом. Особую торжественность и пышность интерьеру придавали шесть порталов с резными дверями. Соборная площадь Кремля. Это одна из древнейших площадей Москвы. Возникла она в начале XIV в., когда здесь начали возводить каменные храмы. С северной стороны площадь ограничивает Успенский собор, с южной — Архангельский, с юго-западной — Благовещенский, с восточной — ко-локольня Ивана Великого. Успенский собор возводился в 1475 — 1479 гг. на месте старого здания. Строил собор приглашенный Иваном III итальянский зодчий Аристотель Фио-раванти. Образцом для первопрестоль-ного храма Москвы послужил древний Успенский собор города Владимира. Однако новый храм не был копией владимирского, хотя основывался на общей идее. Успенский собор в Кремле отличался изысканной простотой оформления фасадов, необычайной цельностью объема. Пять мощных барабанов заканчивались золочеными куполами,напоминающими шлемы древнерусских воинов. Выступающие пилястры делили стены здания на равные плоскости — прясла, каждая из которых завершалась полукруглыми закомарами. С южной, западной и северной сторон собор украшал аркатурный пояс. При сооружении храма А.Фиора-ванти использовал такое новшество, как железные связи, которые были заложены в кладку для увеличения прочности конструкции. Чтобы своды получились легкими, их соорудили толщиной в один кирпич. Барабаны глав для облегчения их веса также были сделаны из кирпича. Южный фасад храма, выходящий на Соборную площадь, считался главным. Необходимо отметить, что асимметрия фасада воспринимается слабо, потому что небольшая стенка закрывает апсиды. В конструкции Успенского собора итальянский архитектор впервые в русском зодчестве вместо тяжеловесных прямоугольных опор применил круглые столбы. В результате внутреннее пространство стало просторным, наполненным светом и воздухом. Пол выложили мозаикой, перед западным входом построили открытую террасу, что тоже являлось новшеством. Для росписи храма были приглашены известные русские мастера того времени. В алтарной части, например, есть несколько сюжетов, выполненных Дионисием и его помощниками: «Поклонение волхвов», «Похвала Богоматери», «Рождество Иоанна Предтечи», «Сорок севастийских мучеников». Успенский собор строился как главный храм Русского государства, здесь венчались на царство русские цари, избирались митрополиты и патриархи, оглашались важнейшие государственные указы. В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девя-тиглавый Благовещенский собор с золочеными куполами, возведенный в 1484— 1489 гг. Он строился как домовая церковь великого московского князя и соединялся с дворцом специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее — царя) и его свиты.
 
« Пред.   След. »