Церковь Рождества Богородицы | Печать |
Церковь Рождества Богородицы в Боголюбовском замке (1 158— 1165) отличалась роскошью и красотой архитектуры. Ее купол несли не столбы, а круглые колонны, которые завершались пышными золочеными капителями, напоминавшими короны. Внутри было светло и просторно, стены покрыты фресками, а полы сверкали начищенными плитами красной меди. Над белокаменной крепостной стеной издалека виднелись золотая глава Рождественской церкви и две высокие лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца. Знаменитая церковь Покрова на Нер-ли (1165) — одноглавый белокаменный четырехстолпный собор — была возведена зодчим, служившим Андрею Боголюбскому. Это самое совершенное сооружение Руси домонгольской эпохи. Своим стройным и изысканным обликом храм напоминает Деву Марию. В широком смысле, любую русскую церковь можно уподобить Богоматери, поскольку Мария в православной традиции символизирует Церковь Земную. Церковь невелика и удивительно гармонична. Полуцилиндры апсид словно утоплены в тело храма, и восточная (алтарная) часть не перевешивает западную. Фасады разделяются многослойными четырехуступчатыми лопатками с приставленными к ним полуколонками; острые углы лопаток и стволы полуколонок образуют пучки вертикальных линий, стремящихся ввысь. Вертикальное устремление постепенно переходит в полукруглые очертания закомар. Им вторят завершения изящно вытянутых окон, порталов, арочек колончатого пояска. Цер-ковь венчает луковичная глава, которая раньше была шлемовидной. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада (кроме восточного), наверху, в поле закомары, находится рельефная фигура библейского царя Давида-псалмопевца. Царь Давид играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица — древний символ человеческой души, а лев — символ Христа. По средневековым легендам, львица рождает детенышей мертвыми и оживляет их своим дыханием. Это воспринималось как прообраз Воскресения Христова. Верили, будто лев спит с открытыми глазами, подобно тому как Бог не дремлет, оберегая человечество. Наконец, лев — царь зверей, а Христос — Царь Небесный. Последнее толкование соотносило льва с идеей княжеской власти, ведь земные правители считались наместниками Бога на земле. Резные львы внутри храма помещены на верхней части столбов, поддерживающих купол. Купол церкви — это небо, простертое над землей. Небесный свод утверждался на львах, как на власти утверждается порядок земного мира. Подо львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: лики с огромными очами и распущенными волосами. Некоторые ученые связывали их с образом Богоматери до ее обручения с Иосифом, когда Пресвятая Дева еще не покрывала головы. Однако, скорее всего, маски изображают ангелов, явившихся послушать Давида и прославить Богородицу. Княжеский град, даже самый укрепленный, не мог существовать без храма. Внутри неправильного четырехугольника крепости во Владимире возвели каменную церковь Спаса. По соседству с ней был выстроен княжеский двор. Украшением Владимира являются Золотые ворота — единственный дошедший до нас памятник военно-инженерного искусства XII в. Ворота и теперь, в измененном виде, производят впечатление торжественности и силы. Их золотое сияние слепило глаза всем, кто въезжал во Владимир, внушало мысль о необыкновенном богатстве города. Сводчатый массив ворот увенчан церковью, которая была перестроена в XVIII в. Высота проема ворот настолько велика (около 14 м), что не позволила мастерам изготовить воротное полотнище таких размеров. Пришлось перекрыть их на половине высоты арочной перемычкой, на уровне которой сделан настил для воинов — защитников ворот. Кроме Золотых ворот во Владимире были еще Серебряные и Медные. По высоте владимирские Золотые ворота все же уступали киевским, высота проема которых равнялась высоте центрального прохода-нефа Софии Киевской.
 
« Пред.   След. »