Феофан Грек в своих художественных исканиях. | Печать |
Феофан Грек не был одинок в своих художественных исканиях. Много общего с его творчеством можно обнаружить в росписях церквей Успения на Болотове (1363) и Федора Страти-лата на Ручью (1380-е). Последнюю отличают рельефные декоративные элементы и множество окон на фасадах. Количество окон возрастает от нижней части к верхней и достигает кульминации в оформлении барабана. В соотношении глади стены и узких окон, в стрельчатых завершениях порталов и окон угадываются отзвуки северной готики. Вместе с тем в использовании полукруглых бровок над окнами барабана, в композиции фасадов с трехлопастным завершением отмечается влияние смоленской ар-хитектуры. Интерьер храма поражает обширностью и цельностью подку-польного пространства, которые, в частности, достигнуты тем, что мощные опоры — столбы — были приближены к угловым частям храма. Стены лестницы, ведущей на хоры, испещрены граффити XIV— XV вв. Здесь встре-чаются упражнения в написании алфавита, буквиц и незаконченные фразы. Новгородские зодчие послемон-гольской эпохи выкладывали храмы в основном из грубо обтесанных известняковых плит и валунов. Это делало поверхность построек волнистой, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV— XV столетий создают впечатление мощи, но при этом им свойственны изящество декора и продуманность форм. В Великом Новгороде помимо церковной развивалась и светская архитектура. Уже в XI в. город располагал каменной крепостью — Детинцем (с XIV в. Детинец стали называть Кремлем). Впо-следствии новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские укрепления. В Кремле были возведены Софийская звонница (1439) и каменная Грановитая (Владычная) палата (1433), в интерьере которой своды держатся на готических нервюрах. Снаружи здание из-за поздних перестроек почти полностью утратило древние формы — уступчатый фронтон, стрельчатые окна, сени, деревянное крыльцо. Владычная палата предназначалась для торжественных приемов, заседаний боярского суда. Однако в облике города ведущую роль всегда играли не светские, а церковные постройки. В XIV—XV вв. северные зодчие славились своим мастерством на всю Русь. Псков первоначально входил в состав новгородских земель. В XI в. в Пскове особенно широкий размах получило каменное строительство. В городе и окружающих его селах возводилось большое количество церквей. Их облик свидетельствовал о сложившейся самостоятельной псковской архи-тектурной школе. Типичный псковский храм, подобно новгородскому, имел одну главу и был относительно небольшим. Отличительная черта псковских храмов — полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками (так называемое покрытие «на 16 скатов» с повышенным центральным крестом и пониженными углами). Характерной особенностью псковских церквей было то, что к ним пристраивалось множество приделов, галерей, крылец. При этом асимметричные объемы искусно уравновешивали друг друга и составляли гармоническое единство. Храмы обладали отдельными каморками и тайниками для хранения ценного имущества, находящимися во внутренних помещениях церквей. В псковских культовых постройках присутствовали некоторые формы ран-немосковской архитектуры (например, наличие трех апсид и перекрытие по закомарам, использование ступенчатых арок и отсутствие хоров). Свидетельством связи псковской архитектуры с раннемосковским зодчеством выступает церковь Василия с Горки. Данное сооружение имеет две аркады и ступенчатые арки. Апсиды и барабан, завершенный тройными орнаментальными фризами, стали типичными элементами почти для всех псковских зданий. Еще одним псковским элементом в конструкции церкви являются круглые столпы, которые занимают меньше места, чем квадратные. Это делает внутреннее пространство храма более просторным. Впоследствии к основному зданию церкви были пристроены многочисленные помещения, которые придали композиции сложную асимметричную форму. В середине XIV в. Псков стал самостоятельной феодальной республикой. В XIII —XIV вв. псковичи были вынуждены вести непрерывные войны с немцами, что отразилось и на псковской архитектуре: в тот период зодчество в основном служило целям обороны. Псков являлся крупнейшей крепостью на западной границе русских земель. Помимо укреплений Пскова был построен ряд крепостей, например в Изборске и Острове. В XIV—XV вв. в Пскове строили простейшего типа звонницы. Сначала их возводили, используя в качестве строительного материала дерево. Затем стали сооружать каменные звонницы. В XV— XVI вв. артели псковских мастеров стали известны далеко за пределами города. Их приглашали строить храмы и крепости во многие города Российского государства, включая Москву. Зодчие Пскова славились инженерно-строительным мастерством. Они могли вынести главу храма вверх на повышенных подпружных арках или опустить ее, понижая арки по отношению к сводам. Бесстолпный храм они могли перекрыть двумя отрезками полуцилиндрических сводов, а в зазор меж-ду ними — вставить громоздящиеся друг на друга арочки, несущие главу. Достойно представляют псковское зодчество храмы Козьмы и Дамиана с Примостья, Богоявления с Запсковья, Успения Пароменье, Николы с Усо-хи, Николы у каменной ограды и др. В XVI1 в. на смену простоте и строго-сти в псковскую архитектуру под влиянием зодчества Москвы пришли декоративность и нарядность. Об этом свидетельствуют наличники дома боярина Яковлева в Пскове, где проемы украшены двумя полуциркульными ароч-ками с нарядной гирькой в центре. В конце XVII в. архитектура Пскова, как и других русских городов, достигла высокого художественного совершенства и стилистического единства. Зодчество Владимиро-Суздальской земли. Храмы Владимиро-Суздальской земли были белокаменными. Отличительной чертой самых древних храмов (XII в.) было почти полное отсутствие декора: арочный поясок украшал апсиды, а стены посередине горизонтально пересекала полочка-отлив (выше нее стену делали тоньше). Немногочисленные узкие окна напоминали щели бойниц. Внутри толстые крестообразные в плане столбы несли своды. Особенностью более поздних храмов XII — XV вв. стала белокаменная резьба. Андрей, сын Юрия Долгорукого, незадолго до смерти отца самовольно ушел из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богоматери — ту, которая потом прославилась на Руси под именем Владимирской. Предание гласит, что кони, везшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от Владимира, и их не удалось сдвинуть с места. Это было истолковано как нежелание Богоматери отправляться дальше. Андрей решил сделать столицей княжества не Ростов и не Суздаль — оплоты местной знати, а молодой город Владимир. Под Владимиром, на месте остановки, Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, за что сам получил прозвание Боголюбский.
 
« Пред.   След. »