храмовое строительство XII столетия | Печать |
Для храмового строительства XII столетия характерно то, что архитектурные формы упростились, объем церковных зданий уменьшился и мно-гоглавие сменилось на одноглавие. Последней княжеской постройкой стал храм Спаса на Нередице, возведенный в 1198 г. Во второй половине XIII —середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период сооружали небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям зданиями. Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и оригинальностью декора. Фасады храмовых зданий украшали маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывали рядами кокетливых арочек и треугольничков. Первоначально из восточного фасада во всю высоту стены непременно выступали полукруглые апсиды, а сама стена завершалась полукруглыми закомарами. Затем апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались в пользу трехлопастного покрытия. Сте-ны церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминающими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным символом новгородского стиля храмового строительства. Например, церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) является типичным примером квадратного в плане одноглавого четырехстолпного храма с единственной апсидой и трехлопастным завершением фасадов. Храм выделяется уникальным декором и монолитностью архитектурного силуэта. Расписывал этот храм мастер из Константинополя Феофан Грек. Ансамбль росписей сохранился лишь частично, но уцелевшие части столь выразительны, что по ним вполне можно представить созданный гением живописца грандиозный мир, озаренный сверхъестественным светом. Над храмовым пространством господствует изображенный в куполе величественный образ Христа Вседержителя. В средней части купола написаны силы небесные — архангелы, херувимы и серафимы, возносящие хвалу Господу. Ниже, в простенках между окнами барабана, размещены ветхозаветные праведники и праотцы, олицетворяющие собой весь человеческий род. В алтаре сохранились фрагменты традиционных литургических сюжетов — «Причащение апостолов» и «Служба Святых Отцов». Росписи Троицкого придела на хорах наиболее характерны для творчества Феофана Грека. В его фресках все средства направлены на создание целостного внутреннего пространства церкви. Образы Феофана Грека обладают монументальными и обобщенными формами, за которыми ощущаются небывалая мощь, несгибаемая воля и почти осязаемая физическая сила. Крупный масштаб изображений, сближенный неяркий колорит призваны создать космическую картину, где парят фигуры святых и царят божественные законы. Мистический свет становится в живописи Феофана важнейшим средством художественной выразительности. Благодаря энергичным бликам, резким отсветам, фрески Троицкого предела кажутся призрачной реальностью, выхваченной вспышкой молнии. Мощная экспрессия кисти Феофана сообщает статичным фигурам святых сильнейшее внутреннее напряжение, воспринимаемое как ожидание высшего прозрения. В стремительной эскизной манере, соединенной с каноническим рисунком, видны свобода духа и виртуозное мастерство, которые свидетельствуют об экспрессивности искусства Феофана и его принадлежности к творческой элите византийского общества.
 
« Пред.   След. »