Персонажи Священной истории | Печать |
Персонажи Священной истории в росписи собора размещаются в строгом порядке, обусловленном ходом литургии (богослужения). В «небесной» зоне царит изображение Христа. Христос Пантократор (Вседержитель) с Евангелием в руках располагается в центральном куполе Софии Киевской. Суровый Пантократор, создатель и властитель мира, словно обозревает землю с небес. Мощная полуфигура его заключена в медальон, который окружают архангелы — небесное воинство. В барабане центрального купола собора изображены апостолы. На столбах, поддерживающих купол, представлены фигуры четырех евангелистов — авторов Нового Завета. Древние фрески едва заметны на стенах собора, а мозаики так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви Небесной и алтарь — символ Церкви Земной. Здесь, в алтаре, совершается великое таинство. Двумя рядами идущие к Христу апостолы, руки которых застыли в жесте прошения, а огромные глаза обращены к Спасителю, ждут евхаристии (причастия) — соединения с Богом, обновления духовной жизни. По византийской системе росписи рассказ о земной жизни, чудесах и страстях (мучениях) Иисуса Христа в виде последовательно рас-положенных сцен занимает большую часть стен храма. В нижней части стен и столбов помещаются многочисленные изображения святых воинов и Отцов Церкви, мучеников и праведников. Они находятся на высоте, приблизительно равной человеческому росту, и как бы вместе со всеми возносят молитвы к Богу. Для внимательного зрителя все эти сцены и композиции складываются в стройный рассказ о событиях Священной истории в ярких, красочных образах. В алтаре Софии Киевской на стене центральной апсиды изображена монументальная фигура Богоматери Оран-ты (молящейся) с высоко вознесенными вверх в молитвенном жесте руками. Вишневый цвет ее одеяния, окутывающего голову и плечи, символизировал страдание. Ее образ обладает огромной внутренней силой. Архитектура Новгорода и Пскова. Самый значительный памятник н о в-городского зодчества — Софийский собор. Он возводился по образцу Софии Киевской в 1045—1050 гг. по повелению князя Владимира Яросла-вича, «посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым, но северные зодчие переработали византийские традиции до неузнаваемости. Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской совпадают, храмы производят совершенно различное впечатление. Новгородский храм выглядит строже, суровее и монументальнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над монолитным кубическим объемом здания. Таким образом было положено начало традиционному пятиглавию русских храмов. Стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской вызывает ощущение необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы делят внутрихрамовое пространство на пять нефов. В XI в. каменные стены Софии Новгородской возвышались над низкими деревянными палатами и были хорошо видны отовсюду. В 1187 г. украшением ее фасада стали бронзовые Маг-дебургские врата немецкой работы, попавшие в Новгород как трофей. Позднее стены были оштукатурены, и белый цвет еще больше подчеркнул величественную простоту храма. До наших дней сохранились древний ико-ностас с иконами XIV—XVII вв., произведения русской монументальной живописи XI —XII столетий, памятники византийского и западноевропейского искусства. Собор изнутри был расписан фресками, от которых дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков и др. К числу наиболее ранних архитектурных сооружений Новгорода относятся храмы на Ярославовом дворище: Николо-Дворищенский собор (1113), церковь Св. жен-мироносиц (1508), церковь Св. Прокопия (1529), церковь великомученицы Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и др.
 
« Пред.   След. »