Архитектура Киевской Руси | Печать |
Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями. Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Архитектура Киева. Первым городом на Руси, принявшим крещение, был Киев. Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера. Все храмы Киева XI в. были возведены из плин-фы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Здесь использовали особую плинфу — светло-желтую и необычайно тонкую (2,5-3 см). Одной из первых значительных храмовых построек Киева была многоглавая церковь Успения Богоматери (Десятинная). В середине XI в. она с трех сторон была окружена галереями, что было характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. В ее богатом внутреннем убранстве широко применялась мозаика. Новый этап в истории зодчества Киевской Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого. В конце 30-х —начале 50-х годов XI столетия по указанию князя был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — Софийский собор (София — Премудрость Божья). Его ар-хитектуре присущи триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства. Огромный пятинефный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять нефов с запада на восток. В XI в. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Мастера, оформляя соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Согласно византийской системе росписи пространство храма следует воспринимать как «земное небо», в котором присутствует Бог. Во время церковной службы внимание верующего сосредоточено на двух основных частях храма: пространстве под куполом и на алтаре. Поэтому все пространство храма мысленно делится на две зоны: «небесную» (купол и апсида) и «земную» (стены и западные столбы). Само богослужение символически уподобляется небесной службе, совершаемой Христом и его ангелами.
 
« Пред.   След. »