ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО | Печать |
Одним из важнейших пластов культурного наследия является древнерусское искусство. Церковное искусство, пришедшее на Русь из Византии, сразу же попало под влияние отечественных культурных традиций. Русское искусство эпохи Средневековья (IX—XVII вв.) неразрывно связано с христианской верой, библейскими образами и сюжетами. Архитектура Древнерусские зодчие при строительстве храмов быстро усваивали архитектурные приемы византийцев. Это подтверждают сохранившиеся памятники. Средствами их художественного воздействия были композиция объемов, размеры здания, наличие внутри него хоров (открытых галерей), обилие столбов и особенности освещения интерьера. Внешний вид храма, как правило, соответствовал его внутренней структуре. Ритму ярусов закомар (полукруглых или килевидной формы завершений верхней части наружной стены здания) вторили кокошники (ложные закомары) аналогичной формы, что создавало дополнительный декоративный эффект. Купола храма могли иметь различную форму: яйцевидную, шлемовид-ную или луковичную, напоминавшую пламя свечи. Количество куполов тоже было разным: два купола символизировали проявление божественного и человеческого начал в Христе, три — Святую Троицу, единство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, пять — Христа в окружении четырех евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея), тринадцать куполов означали взаимосвязь Христа с двенадцатью апостолами — его учениками. В восточной части храма располагался алтарь. В его глубине находился престол. Снаружи алтарную часть храма легко определить по апсидам — полуцилиндрическим выступам. С западной стороны в древних храмах устраивали притвор — помещение в виде закрытой галереи или открытого портика. В нем во время службы стояли те, кому не дозволялось входить в главное помещение храма. Гульбище — галерея снаружи храма — связывало здание с окружающим пространством. Древнерусские зодчие руководствовались золотым правилом: вписывать архитектуру храма в окружающий ландшафт, стремясь к гармонии рукотворных форм и природы. Спасо-Преображенский собор в Пе-реславле-Залесском (XII в.) поражает простотой и суровостью облика. Он представляет собой крестово-купольное сооружение с одной главой. Ширина храма больше, чем его высота, поэтому он производит впечатление мощного и приземистого. Отличительной чертой храма является почти полное отсутствие декора. Могучий шлем главы похож на воинский, а зубчатые треугольные украшения (городки) под главой — на декор парадного шлема полководца. Первые храмы на Руси нередко строились из дерева, например три-надцатиглавый Софийский собор в Новгороде (X в.). Они выполнялись четырехугольными или многоугольными в плане. Почти все деревянные храмы имели одинаковую композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный сруб (восьмерик), который венчали главы на цилиндрических шеях, криволинейные бочки, а также четырех-, шести- или восьмигранный шатер. Однако зодчие, следуя этой общей схеме, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой. Каждый из них имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. Один из самых древних памятников деревянного зодчества, относящийся к концу XIV в., — церковь Воскресения Лазаря из Муромского монастыря — находится на острове Кижи (Карелия). Недалеко от этой церкви возвышаются девятиглавая Покровская церковь типа восьмерик на четверике (1764), шатровая колокольня (1874) и деревянное чудо — Преображенская церковь с 22 луковичными главами (внутри сохранился четырехъярусный иконостас), построенная без единого гвоздя неизвестным мастером в начале XVIII в. Русское деревянное зодчество легло в основу каменного зодчества и развивалось параллельно с ним, впитывая некоторые приемы каменной архитектуры.
 
« Пред.   След. »