Заупокойный храм царицы Хатшеп-сут | Печать |
Заупокойный храм царицы Хатшеп-сут (время правления — конец XVI — начало XV в. до н.э.) в Дейр-эль-Бах-ри называют еще «Северным монастырем» по имени христианской обители, которая была основана на руинах этого храма и тем самым спасла его от полного разрушения. Он относится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скалах. Ца-рицу Хатшепсут изображали со всеми атрибутами царской власти, в том числе с привязанной бородкой. Она мало занималась завоевательными походами, зато много внимания уделяла грандиозному строительству. Ее заупокойный храм, занимавший правую часть монументального ансамбля Дейр-эль-Бахри, был величественнее и роскошнее храма Ментухотепа I, разместившегося в левой части. В грандиозном комплексе Дейр-эль-Бахри вновь была использована пирамида как кульминация всего ансамбля. От пристани у западного берега Нила к храму Хатшепсут вела длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами царицы. Две огромные террасы, когда-то окруженные колоннадами, предшествовали третьей, на которой стоял храм. На этих террасах были устроены водо-емы, обсаженные деревьями. По наклонным пандусам можно было подняться с одной террасы на другую. Медленное размеренное движение позволяло в полной мере оценить грандиозность архитектурного замысла, который воплотил зодчий Сенмут. Залы храма, высеченные в скале, были украшены живописью и скульптурой. В одном святилище стояло более двухсот статуй. Пол был выстлан золотыми и серебряными пластинами. Все внутри и снаружи храма было направлено на прославление величия царицы, создание торжественной атмосферы. После смерти Хатшепсут ее племянник Тутмос III, которого царица незаслуженно оттеснила от престола, многое уничтожил, стремясь предать ее имя забвению. Он приказал разбить ее портретные статуи, сбить рельефные изображения, смыть ее лица на росписях, стереть прославляющие ее надписи и картуши1. У горы возвышался храм Тутмоса III с колоннадой на фасаде, большим ги-постильным залом, святилищем. Внутренние, внешние и фронтальные портики с тремя рядами колонн и двумя рядами пилястр образовывали замкнутую композицию. До наших дней сохранились только фундамент и фраг-менты расписных барельефов, находящиеся сейчас в Музее Луксора. Жрецы в эту пору стали самостоятельной политической силой, поэтому не менее важное значение, чем заупокойные храмы царей, имели храмы-святилища. Стремление к монументальности не угасло, а возобновилось с новой силой (Карнак, Луксор). В храмах-святилищах Нового царства характер культовой архитектуры во многом был определен спецификой новых обрядов. Так, расположение помещений храма по продольной оси было обусловлено ритуалом встречи божества на Ниле и перенесением священной ладьи в святилище. Целенаправленно использовали освещение: путь пролегал от залитых солнцем дворов через полумрак гипостильного зала к погруженному во тьму святилищу. Интересно интерпретировалось пространство: колонные залы напоминали заросли папируса или пальмовые рощи, а росписи на потолке имитировали синее небо, усеянное звездами. В храмах в многогранной форме проявился синтез всех видов искусств. Тексты гимнов, высеченные на стенах, ритмичным повтором строф были созвучны повторам фигур в рельефе. Неотъемлемую часть мистерий в храмах составляло единство архитектуры и декоративно-пластических форм с музыкой и пением. В эпоху Нового царства были возведены основные части храмового комплекса в Карнаке. Лучше всего сохранился храм Амона — самый большой в мире храм с колоннами. Он считается «каменным архивом» древнеегипетской истории: его стены покрыты многочисленными надписями, гимнами богам, изображениями ритуалов и праздничных торжеств. Из открытого двора путь ведет в полутемный гипо-стильный зал, а затем в святилище. Грандиозный гипостильный зал — самая необычная часть храма. Это настоящий лес колонн, иные из них не обхватят и пять человек. Зодчий Аменхотеп в организации внутреннего пространства применил прием нарастания движения к центральной колоннаде. Ритм сдвоенных, близко стоящих стволов в виде связки папируса сменяется рядом колонн, поставленных с большим интервалом. Капители колонн — это нераскрытый цветок папируса там, где мало света, и раскрытый — в более освещенных местах. Таким образом, перед идущим вдоль оси храма разво-рачиваются как бы две фазы жизни — ее зарождение и расцвет. Всего в Кар-накском храме насчитывается 134 колонны высотой примерно 20 м каждая. В Карнаке сформировались главные характеристики храма, ставшие канонами для всех последующих построек предыдущего тысячелетия грандиозностью залов, ведущих в святилище, изысканностью ковчега (иногда заменяемого солнечной ладьей) и большим количеством молелен и ризниц, заполняющих все свободное пространство, вместо массивных стен прежних храмов. Но наиболее броским новшеством стало богатство росписей, занимающих даже потолок и внешние стены. Декоративное убранство, подчеркивающее функции каждого помещения, представляет храм как космос, который вмещает в себя бог. Пол олицетворяет землю, потолок, который расписывался золотыми звездами по синему фону, — небо. На стенах комнат нашли отражение священные мистерии, разыгрывавшиеся в каждой из них. Вокруг ковчега изображены священные ладьи, везущие процессию. События различных мистических культов, например божественное рождение фараона, показаны на всех стенах окружающих молелен. Северные помещения представляют таинства Осириса. Восточные комнаты посвящены царству Ра. Внешние комнаты и помещения, куда допускался народ, отражают подвиги фараона. Самая сокровенная часть храма — святилище, там находилась статуя бога, в которой, как считалось, обитал его дух. Жрецы обеспечивали статую едой, питьем, одеждой — словом, всем необходимым для жизни. Кульминацией ежегодного праздника в честь бога Амона было перемещение его статуи на священной ладье из Карнакского храма в Луксорский в сопровождении жрецов и жриц в белых одеждах, исполнявших молитвенные песнопения. Неотъемлемой частью храмового комплекса были священное озеро и обелиск — вертикально стоящий четырехгранный камень. Эта архитектурная форма впервые была создана в Египте. Вырезался обелиск прямо в скале и обрабатывался с трех сторон. Затем его отделяли от скалы и шлифовали с чет-вертой стороны. Полученный таким образом монолит переправляли по Нилу на специальных плотах и устанавливали в нужном месте, обычно у входа в храм. Обелиск был украшен многочисленными иероглифами. Он олицетворял луч солнца и считался символом могущества, власти.
 
« Пред.   След. »