Среднее царство | Печать |
В период Среднего царства в искусстве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, однако возникли и новые черты: возросло стремление к правдоподобию, снизился пафос мону-ментальности, больше появилось жанровых «вольностей» в трактовке сюжета, в композиции, индивидуальных черт в портрете. Искусство этого времени во многих отношениях стилистически неоднородно. Столичной официальной канонической школе противопоставлялось искусство местнух центров, где чаще проявлялась оригинальность в художественных решениях. Следуя канонам, повторяя их изо дня в день, художники невольно забывали о священной сущности изображаемого. Их виртуозно выполненные произведения выглядели официальными и холодными. Вместе с тем произведения искусства этого периода отличают узнаваемость и разнообразие. Почти во всех видах искусства можно увидеть существенно новые стилевые приемы, лучшие из которых будут развиваться в эпоху Нового царства. Египетская письменность окончательно сложилась к началу эпохи Среднего царства и была буквенно-слого-вой. Тексты записывались с помощью 700 иероглифов. Так до нас дошли египетские мифы, гимны в честь богов, повести, поучения, сказки и стихи. Архитектура. В период Среднего царства гробницы вельмож располагали не у подножия царских пирамид, а отдельно. Пирамиды строили меньше и скромнее, чем в эпоху Древнего царства. В культовом и мемориальном зодчестве особое значение приобретает тип скальной гробницы, сменившей усы-пальницу-мастабу и монументальную пирамиду. При этом поминальные храмы становятся богаче и больше по размеру, возрастает роль колоннады. Часть помещений храма Ментухотепа в Двйр-эль-Бахри (ок. 2060—2019 гг. до н.э.), в том числе главное святилище, была вырублена в скале, другие располагались на обширной террасе вокруг открытого двора. Весь ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кровле. Эти принципы нашли наиболее полное развитие в эпоху Нового царства в храме царицы Хатшепсут. К числу новых стилевых черт зодчества этого периода относится оформление входа в храм в виде двух массивных пилонов. Расцвет строительства как храмового, так и жилого приходится на годы правления Аменемхета III. С его именем связывают и легендарный заупокойный храм «Лабиринт». Скульптура. Расцвет скульптуры с официальной тематикой совпадает со временем правления Сенурсета III. С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало передачи не только портретных черт, но и возрастных изменений. Скульптуры Сенурсета III и Аменемхета III с крупными чертами лица выглядят сурово, почти скорбно, подчеркнуты резкие складки по сторонам рта, контрасты света и тени. В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, в большинстве своем связанная с погребальным культом (ладья, принесение даров и др.). Статуэтки вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали. Создавались и многофигурные композиции в круглой скульптуре. Оригинальной находкой мастеров был тип кубической скульптуры, словно заключенной в каменный блок. Тело сидящей фигуры напоминало по форме куб, голова — шар, при этом руки были симметрично положены на колени и сцеплены или одна из них согнута в локте, взгляд был устремлен вдаль. Кубическая скульптура выглядела очень цельно, монолитно, имела минимум деталей. Она была распространена в Среднем и Новом царстве и даже в более поздний период.
 
« Пред.   След. »