Древнее царство | Печать |
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3-го тыс. до н. э. после объединения Северного и Южного царства. Фараон, ставший во главе страны, приобрел неограниченную власть. Он сочетал свои полномочия с саном верховного жреца, объявив себя сыном солнца Ра. Искусство Древнего царства — это египетская классика. Его характерными чертами являются монументальность, торжественность, ритмичность и жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тесно связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Большое развитие получил скульптурный портрет. Архитектура. В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — каменная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешними стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: просторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внутренние стены мастабы украшались росписями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами. Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живописных и особенно рельефных композициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регистрами с соблюдением пропорциональной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре мастаба внутри украшалась также скульптурами. Мастаба образовывали своеобразные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монументальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы по сторонам света и имели правильную четырехгранную форму, символизирующую Вечность. На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древнего царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла собой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция воплощала идею лестницы в небо, помога-ющей взойти к богам. Число известных пирамид превышает 90, к сожалению, большинство из них полностью разрушены. Наиболее хорошо сохранились пирамиды в пригороде Каира на пустынном плато Гиза. Самая высокая из них — пирамида Хеопса, простоявшая уже 45 веков. Рядом — пирамида Хефрена, брата Хеопса. Она на несколько метров ниже. Еще меньше пирамида Микерина, сына и наследника Хефрена. Пирамиды — главная часть комплекса погребальных сооружений, включающего также мастаба придворных и родственников и невысокие заупокойные храмы, расположенные рядами-кварталами у подножия пирамид. В пирамидах воплотились не только дух всей египетской культуры, вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараонов, но и их представления о Вселенной, астрономические познания. Пирамиды вобрали в себя лучшие достижения египетской цивилизации в области строительной техники и архитектуры, математики и астрологии, письменности, изобразительного искусства. Почти 3 млн каменных кубов (массой две и более тонн каждый) были доставлены на выбранное место и идеально уложены на высоту более 140 м (в период Нового царства высота пирамид значительно уменьшилась — самая маленькая пирамида составляла 44 м). Трудно понять, как эти гигантские сооружения могли быть созданы без сложной строительной техники. До настоящего времени ученые спорят о возможных способах строительства пирамид. Главная проблема заключалась в том, как сделать это в эпоху, когда не были еще известны ни железо, ни колесо, ни лебедка. Наиболее достоверные гипотезы опираются на труды древнегреческого историка Геродота, описавшего строительство пирамид на основе сохранившихся через века рассказов. У Геродота говорится о том, что пирамиду строили ступенями и затем облицовывали гладко отполированными плитами. Отделывались сначала верхние части пирамиды, затем расположенные ниже и, наконец, основание. Сейчас облицовка сохранилась только на вершине пирамиды Хеопса. В последнее время высказываются предположения о том, что при строительстве пирамид использовали не целые каменные блоки, а затвердевшую каменную массу. Строили опалубку, и блоки отливали на месте. Многое в строительстве пирамид еще остается загадкой. Вход в пирамиду обычно находился на северной ее грани. Через него можно было попасть в коридор, ведущий в погребальную камеру с саркофагом. Угол наклона пола коридора должен был быть равен углу, под которым можно было видеть Полярную звезду. Египтяне верили, что именно туда отправляются души умерших. Пирамиды строились, чтобы вечно сохранять мумию фараона в погребальной камере. Египтяне представляли фараона земным воплощением бога и верили, что и после смерти он способен влиять на их судьбы, поэтому стремились создать как можно лучшие условия для его загробной жизни. Пирамида служила не просто надгробным памятником, а настоящим домом умершего фараона. В погребальную камеру клали все необходимое для обычной жизни. Большинство предметов, сопровождающих фараона в загробный мир, изготавливались из золота. Неудивительно, что захоронения часто подвергались разграблению. Скульптура. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. В поминальных храмах и гробницах статуи отличались портретным сходством. У подножия пирамид охраняет покой мира мертвых огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. Его длина — 57 м, а высота — 20 м. Сфинкс всегда был символом тайны. Изображение льва с головой человека — это полная противоположность всем дру-гим египетским божествам с человеческим телом и головой животного. Лицо Сфинкса напоминает портретные черты Хефрена. Его загадочный взгляд устремлен в вечность. Над обликом исполина потрудились не только люди, но и время. Нос Сфинкса за многие тысячелетия не сохранился, но, несмотря на это, его образ могуч и величав. Он воплощает мудрость и божественность царской власти. Историки считают, что первоначальный облик Сфинкса был несколько иным: на нем был царский головной убор со священной змеей и накладная борода, тоже символ высшей власти. Головной убор и борода были раскрашены синими и золотыми полосами, тело и лицо — выкрашены в кирпично-красный цвет. Возможно, перед Сфинксом находилось маленькое озеро. Египетские статуи исполнялись согласно канону. Они представляли собой стоящие или сидящие фигуры. Для стоящей статуи были характерны следующие черты: фигура стоит прямо, мышцы напряжены, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу, лицо не имеет индивидуальных черт. Такая скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие. Например, статуя вельможи Ранофера, который бесстрастно смотрит перед собой, выполнена по этому канону. Сидящие статуи, обычно изображавшиеся с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками, построены по принципам симметрии и равновесия. Часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3-го тыс. до н. э.), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья. Еще одним примером скульптуры такого типа является статуя писца Каи из гробницы в Саккаре (середина 3-го тыс. до н.э.), сидящего скрестив ноги и положив развернутый свиток папируса на колени. Статуя изготовлена из известняка и раскрашена, глаза инкрустированы. Спокойный, вдумчивый взгляд писца устремлен вперед и поверх зрителя. Древние египтяне высекали иероглифы на каменных плитах храмов, рисовали их на стенах погребальных камер или писали тонкой тростниковой палочкой на свитках папируса. Весь текст был черного цвета, а каждый новый абзац начинали красной краской (отсюда выражение «красная строка»). Скульптура из дерева «-Сельский староста» поражает точностью портретной характеристики. Она представляет сановника Каапера, известного также под именем Великий жрец. Его лицо исполнено спокойного достоинства. Глаза сделаны из кварца, веки — из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева. Название статуе в конце XIX в. дали крестьяне, которые нашли ее, увидев в ней сходство с их сельским старостой. Группа из статуй принца Рахотепа и его жены Нофрет была обнаружена в гробнице Рахотепа в Медуме. Она сохранилась исключительно хорошо. Статуи высечены из двух разных блоков известняка, но задуманы как единый ансамбль. В них передана тайна приобщения к вечности. Лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Обе статуи — с инкрустированными глазами, обе раскрашены. По традиции тело Рахотепа окрашено в красновато-коричневый цвет, а Нофрет — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком черном парике. На шее у нее разноцветное ожерелье. Скульптурная группа «Карлик Сенеб и его семья-» из раскрашенного известняка была найдена в мастабе Сенеба в Гизе, к северу от пирамиды Хефрена. Скульптор блестяще изобразил карлика Сенеба — важного чиновника — с женой, обнимающей его правой рукой. Чтобы компенсировать несовершенство фигуры карлика, мастер рядом с ним на то место, где должны были бы быть ноги Сенеба, поставил двух детей. Таким образом, создается впечатление целостности композиции. Рельефы и росписи. Важную роль в искусстве Древнего Египта играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Изображение на рельефах и росписях подчинялось канону. При изображении фигуры человека надо было при профильном повороте головы глаз показать полностью, ладони развернуть тыльной стороной, все пальцы нарисовать одной длины. Такой способ помогал каждую часть тела сделать наиболее выразительной, избежать перспективных сокращений, не нарушить целостность образа. Система пропорций явилась основой канона. Она обеспечивала органичный синтез таких видов искусства, как архитектура, скульптура и живопись. Все элементы внутри одной композиции приводились в соответствие с этой системой. Изображения фигуры человека также были пропорциональны, каждая из частей тела имела определенный размер, который был зафиксирован в специальной сетке. Социальные различия подчеркивались разным масштабом, главный по чину, изображался большего размера. Согласно канону при передаче пространства на плоскости египетские художники то, что находится дальше, помещали выше. Среди композиций, где иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами, отдельно отметим «Царицу Кавит за туалетом», хранящуюся в Египетском музее в Каире. Из поколения в поколение ученики точно копировали образцы. Однако в период Древнего царства каноны еще не сдерживали развитие египетского искусства — в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало связь с природой и особую выразительность. В Древнем Египте в основном были распространены плоские рельефы с углубленным контуром, тонкой и реалистичной моделировкой формы. Применялись три типа рельефа: слегка выпуклый, слегка углубленный и, наконец, такой, где рельеф находится на одном уровне с фоном. Иногда все эти типы обработки каменной плиты использовались в одной и той же композиции. При боковом освещении контуры сочно подчеркиваются тенями. В выпуклых рельефах тень ложится с противоположной стороны от источника света, а в углубленных — наоборот. Таким образом, получается тонкая вибрация света и тени — кажется, что изображения оживают. Это мастерство обработки камня оттачивалось столетиями. Рельефы, как правило, раскрашивались, преобладали сочетания желтого и коричневого с голубым, синим и зеленым цветами, напоминающими о земле и безоблачном небе Египта. К сожалению, за последние тысячелетия большинство рельефов утратило свои цвета. В Древнем Египте выполнялось много прекрасных изображений животных. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая всевозможные почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Например, в Ком-Омбо есть храм, посвященный богу-крокодилу Собеку, где в саркофаге хранится его мумия. Сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек и крокодилов. Вероятно, такое отношение к животным сформировало изысканное мастерство древнеегипетских художников в анималистике. Фигурки священных животных отличались изяществом линий и форм, лаконичными контурами.
 
« Пред.   След. »