Восприятие цвета | Печать |
Восприятие цвета —сложный процесс, обусловленный не толь¬ко физическими, но и психологическими стимулами, в частности важным для художника чувством цвета. Знание особенности физиологии и психологии зрительного восприятия цветоформы помогает начинающему живописцу лучше понять колористические явления природы. Только в том случае, если живописец, работающий с натуры, научился видеть не только предметный цвет, но и обусловленные освещением и цветовой средой цвета, замечать их цветовые различия, ему удается достигнуть гармоничного строя в этюдах. За долгий путь развития человеческого цветового зрения эмо-ционально-психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высокоразвитого чувства цве¬та, присущего современному человеку. Под чувством цвета в отли¬чие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоци¬ации, связанные с цветом. Свойства и качества цвета можно разделить на две группы: «собственные», которым присущи такие постоянные характеристи¬ки, как цветовой тон, светлота, насыщенность (т.е. объективные качества цветов), и «несобственные» —как следствие эмоциональ¬ных реакций, возникающих при их восприятии: «теплые», «холод¬ные», «легкие», «тяжелые», «глухие», «звонкие», «выступающие», «отступающие» и т.д. «Несобственные» качества, отражающие тес¬ную связь цвета с предметом, особо важны для всех видов и жанров изобразительного и неизобразительного искусства, так как посред¬ством этих качеств достигается усиление выразительности и эмо¬циональной настроенности произведения. В лексиконе художников некоторые характеристики поясняются посредством других: напри¬мер, разделение цветов на «глухие» («насыщенные», как в случае с коричневым цветом, образованным слабонасыщенным красным или красно-оранжевым) и «звонкие» (ярко-красные), так же как «легкие» (светлые тона) и «тяжелые» (темные). С ощущением пространственной глубины ассоциируются «вы-ступающие» и «отступающие» цвета (если рядом поместить два квадрата, окрашенных в синий и красный цвет, то синий будет восприниматься «отступающим» цветом, так как напоминает даль¬ние предметы, окутанные синевой). Пространственные свойства цвета были замечены и использовались уже художниками эпохи Возрождения, которые на своих полотнах изображали передний план в относительно теплых коричневатых тонах, средний — в нейтрально-зеленых, а дальний —в сине-голубых.
 
« Пред.   След. »