мертвая природа | Печать |
В изобразительном искусстве натюрмортом (от французского nature morte — «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую ком-позиционную группу. Натюрморт - это особый жанр в живописи и графике, имеющий самостоятельное значение, он может быть также составной частью станковой композиции (жанровая картина или портрет). Кроме неодушевленных предметов (например, до¬машнего обихода) в натюрморте изображаются объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, рыба на столе, цветы в букете и т.п. Натюрморт может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, личность, образ жизни их владельца. Учебный натюрморт в отличие от творческого имеет строго направленную цель: дать учащимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей. Для первого натюрморта подбирают два-три предмета быта, разные по форме и размерам, простые по конструкции (без рельефов и орнаментов), которые ставят на фоне одноцветной, гладко расправленной ткани, например холста. Начинают работу над натюрмортом с выбора точки наблюдения, композиционного размещения предметов на листе бумаги. Чтобы хорошо справиться с композицией, рекомендуется сделать пред-варительный эскиз на небольшом листе бумаги. Перейдя на основ¬ной лист, определяют большое пятно, в котором вписываются предметы, если объединить их по крайним точкам (справа и слева, вверху и внизу). Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя им место на плоскости стола и наметив их общую форму. При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа: схематизация (начальный этап упрощенного изображения обшей формы), типизация (выявление характерных признаков формы предметов путем пост¬роения конструкции с помощью вспомогательных линий), индивидуализация (выявление отличных особенностей предметов, включая детали) и обобщение рисунка (подчинение деталей боль¬шой форме, выявление главного, выразительного, собирание на¬тюрморта в единое целое).
 
« Пред.   След. »