Цель этюда —передать тональные и цветовые отношения двух-трех предметов, образующих смысловую группу на нейтральном фоне при боковом освещении (ил. 1 на цветной вклейке).
В начале обучения живописи задания включали и изображение цветом отдельных предметов без фона и с использованием нейт¬рального фона, а также на цветном фоне. Теоретические знания и практический опыт, полученный в ходе выполнения предыдущих упражнений, позволит перейти к изображению группы предметов, организованных в натурную постановку.
Натюрморт является особенно ценным объектом изображения усвоения основ живописной грамоты. Уметь правдиво изобра¬зить с натуры форму и краски предметов —это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений пропор¬ции, объем, материальность, пространственное положение предме¬тов и их характер в целостном живописном этюде. Эти качества грамотного реалистического изображения предметов направлены на выявление их эстетических свойств и красоты.
Рисунок и живопись в натюрморте тесно связаны. Поэтому издавна натюрморт считается лучшей школой реалистической жи¬вописи, где начинающий художник постигает законы цветовой гармонии и пластику форм, учится мастерству владения техниче¬скими приемами и творческому отношению к натуре.
В отличие от творческого натюрморта учебное задание имеет часто методические, конкретные задачи, которые допускают изве¬стную долю условности в подборе и группировке предметов, в постановке света и использовании драпировок. «Натюрморт—та почва, на которой крепко должна стоять художественная школа»,— говорил известный художник B.C. {Семенов1.
Прежде чем перейти от изображения отдельных предметов к
натюрморту, полезно познакомиться с процессом тонального изо-
бражения предметов в технике гризайль, чтобы затем приступить к
натюрморту в цвете с использованием акварельных красок. щ
Гризайль (от франц. gris—серый)—тональное изображение натюрморта. Типичная ошибка начинающих живописцев—увле¬чение цветом в ущерб передаче объема тоном. Они забывают, что тон является неотъемлемой частью живописи, что он передается в единстве с цветом, а это приводит к нарушению цветовой гармонии.
Не случайно в большинстве школ обучение натюрморту в жи¬вописи начинается с упражнений в технике гризайль, в которой для изображения тоном используются кисть и только черная или ко¬ричневая краска.
|